В этом году отмечается 400-летие династии царской семьи Романовых. Юбилей отмечается пышными церемониями во многих городах России. С этой знаменательной датой связана история и нашего края
Дмитров в начале 17 века, когда русский престол перешел к династии Романовых, был полусожженным, полуразрушенным городком, только что пережившим Смутное время с Лжедмитриями, польским нашествием и ордами разбойников.

Известно, что Михаил Романов, став царем, выдал игумену Николо-Пешношского монастыря Нектарию грамоту на вотчинное владение близлежащими селами и деревнями.

Достоверных сведений о том времени до нас дошло немного, но, по некоторым источникам, в городе на момент воцарения первого Романова, Михаила Федоровича, уцелело чуть больше сотни домов и жило в них 120 с небольшим человек. Дмитров вместе со страной постепенно отстраивался, и уже полвека спустя наш город восстановил разрушенные великой замятней торговые связи и ремесленные навыки.

Когда царь-реформатор Петр Алексеевич затеял возведение на невских болотах Санкт-Петербурга, на всенародную стройку отправили и большую группу дмитровских мастеровых людей. Следом за плотниками, кузнецами и каменщиками, указом Петра были переселены из Дмитрова в новую столицу России «первостатейные», то есть самые богатые наши купцы на вечное житьё с женами и детьми.



Кроме того, самодержец специальным указом распорядился взять в Дмитрове саженцы фруктовых деревьев для посадки их в Петербурге. «У всяких чинов людей» изымались молодые груши, сливы и яблони, а также – чеснок и лук, для нужд российской армии. Чтобы солдаты и матросы российские не болели, укрепляясь дмитровскими овощами. Так что, именно от Петра Первого можно начинать отчет государственным закупкам нашего, дмитровского сельскохозяйственного продукта.



Дмитровское дворянство было неотъемлимой частью дворянства российского, и честно служило императорскому дому и родной империи. И в ответ получало милость и благоволение Романовых. Знаменитый род Апраксиных, владевших дмитровским имением в Ольгово, даже породнился с царствующей династией: когда у фельдмаршала Степана Апраксина родился сын, крестной матерью его стала императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Первого.

Петр Хрисанфович Обольянинов пользовался неограниченным доверием у императора Павла Петровича, сына Екатерины Второй. Московский губернский предводитель дворянства купил имение в селе Никольское, которое потом стало одной из самых красивых дворянских усадеб Дмитровского уезда. Подробнее о связях царского рода Романовых с Дмитровым и дмитровским дворянством смотрите в ближайший четверг, в программе «Акценты».