В ночь с 9 на 10 октября оперативные дежурные Дмитровского ГО ЧС, Дмитровмежрайгаза, полиции приняли более одной тысячи звонков с жалобами на сильный запах газа. Звонили отовсюду – из Дмитрова, Яхромы, Деденево, деревень и поселков. Все телефоны аварийных служб города были заняты в течение двух часов – люди звонили через каждые 5 минут.
Лишь утром 10 октября люди стали получать скудную разрозненную информацию. Чиновники в районных администрациях заявляли, что причин для беспокойства нет, мол, газовщики провели плановую опрессовку труб, но забыли предупредить людей и администрацию. ЧП прокомментировал главный инженер филиала Дмитровмежрайгаз Сергей Курзанов.
Оказалось, все дело в так называемой отдушке – специальном химическом соединении, которое добавляется в газ для придания ему специфического запаха. Природный газ, как известно не имеет ни цвета, ни запаха. Отдушку или одорант добавляют в газ в микроскопических количествах. Его расход составляет 16-20 г на 1000 м3 газа. Вероятно, в этот раз одоранта добавили слишком много. Обычно у аварийной газовой службы в день в среднем бывает около трёх заявок на вызов, в месяц — около ста. Сегодня к 10 часам утра их число перевалило за двести. Диспетчеры не успевали класть трубку, как раздавался новый звонок. В Дмитрове газовщики начали суетиться еще с вечера – бригады выезжали по заявкам и продували газовые магистрали. Но на всех бригад все равно не хватило.
Из любых чрезвычайных ситуаций всегда нужно делать выводы, извлекать уроки. Во-первых, высокая концентрация одоранта опасна для жизни. Даже если и проводились плановые испытания по всему Подмосковью на предмет утечек газа, состояния запорной арматуры, трубопроводов, то необходимо было в обязательном порядке оповестить население через средства массовой информации, домоуправления. Запах одоранта в подъездах, жилых домах, квартирах как лакмусовая бумажка выявил огромное количество утечек газа. Получается, что мы ежедневно дышим этим газом, подвергаем себя опасности. Во-вторых, психологический фактор. Пожилые люди в России, конечно, привыкли к подвохам и провокациям. Но запах газа для бабушки и дедушки, которым и так несладко живется – это чревато инфарктом или инсультом. После октябрьской ночи многим снова вспомнилось советское время, когда по домам и квартирам раз в квартал, а может и чаще ходили работники газовых служб, проверяли состояние газовых плит, кранов, герметичность соединений. Сегодня картина иная – никому неинтересно, что за плита или котел находятся в пользовании у населения, как там чувствуют под землей газопроводы, проложенные еще в советское время. Вот и получается, советский механизм уничтожен, а новый построить или не успели, или не хотят строить.