Сегодня весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Накануне мы побывали в подмосковном Звездном городке, где первый космонавт, советский летчик Юра Гагарин проходил подготовку к своему главному подвигу — открытию космоса для человечества
Сегодня весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Накануне мы побывали в подмосковном Звездном городке, где первый космонавт, советский летчик Юра Гагарин проходил подготовку к своему главному подвигу — открытию космоса для человечества. Здесь до сих пор живет супруга первооткрывателя космоса, здесь находится музей его памяти, в котором бережно хранят все, что связано с именем великого русского летчика-испытателя.
Отбор кандидатов в космонавты осуществлялся специальной группой специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. И психологи обратили внимание на такие особенности характера кандидата Гагарина, как воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх он занимал место инициатора, вожака. Выделялся среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. К тому же, не стеснялся отстаивать точку зрения, которую считал правильной, что особенно приглянулось руководителю советской космической программы Сергею Королеву.
В музее Гагарина особо трепетное отношение у его сотрудников к кабинету Юрия Алексеевича. Раньше рабочий кабинет космонавта номер один находился на служебной территории Звездного городка, а после его гибели все экспонаты, включая мебель, перенесли в один из залов Дома космонавтов. Расположили их точно в таком же порядке, как и прежде. На небольшом круглом столике рядом с большим столом Гагарина стоит светло-коричневый глобус Луны: не секрет, что Юрий Гагарин мечтал слетать на Луну и готовился к этому увлекательному путешествию, поэтому изучал удивительную науку селенографию — науку о спутнике Земли.
Но если мечтам о Луне так и не суждено было сбыться, то остальные планы амбициозного летчика исполнились с лихвой. Конечно, полет в космос — это было впервые для всех, и какие-то ошибки были неизбежны. Но никто не мог позволить себе тогда даже мысли о том, что первыми в космосе могут быть американцы, все очень спешили, чтобы обеспечить полет вовремя!
Во время полета произошло 11 нештатных ситуаций различной степени сложности. Например, в день перед вывозом ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес в 14 килограммов. Тогда в срочном порядке в течение одной ночи были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля, которые, в частности, включали в себя обрезку ряда кабелей, что впоследствии и привело к ряду нештатных ситуаций во время полета.
Вместе с кабелями, необходимыми для непилотируемых полетов, были обрезаны важные датчики давления и температуры. Почему-то инженеры сочли, что датчиков, находящихся внутри корабля, будет достаточно. Еще одна нештатная ситуация была выявлена за один час до запуска корабля "Восток": при закрытии посадочного люка спускаемого аппарата, по данным телеметрии, выяснилось, что один из трех кольцевых контактов отказал, и люк якобы не закрылся полностью. Причиной оказалась неточная регулировка кольцевого контакта. По указанию Сергея Королева люк был открыт, контакт отрегулирован, но какое напряжение всего за час до старта это событие вызвало у всех инженеров, задействованных при запуске!
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
Мы побывали в Центре подготовки космонавтов, где нам рассказали о тонкостях такого сложнейшего процесса, как отправка человека в космос. В космическом полете человек подвергается суровым испытаниям, встречается с такими ситуациями, когда необходимо предельное напряжение духовных и физических сил, умение хорошо переносить интенсивные нагрузки. На организм человека в космическом полете воздействуют специфические, непривычные для человека условия, оказывающие огромное влияние на его психику и соответственно — на работоспособность. Чтобы надежно управлять техникой, умело ее применять в сложной и своеобразной обстановке космического полета, нужны не только хорошие знания, навыки и умения, но необходима моральная, духовная стойкость космонавта. Интересная деталь: перед тем, как запустить механизмы ракеты, пилот должен был решить логическую задачу — без правильного ответа техника не давала управлять собой. Это была страховка со стороны организаторов полетов — на случай нервного срыва космонавта!
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка. Приземлился первый космонавт планеты, к счастью, удачно, хотя и в нерасчетном районе, перелет составил около 600 километров. Садился Гагарин не на одном парашюте, как было предусмотрено, а на двух: запасной самопроизвольно выпал из ранца и затем раскрылся во время спуска. Кстати, сама посадка могла произойти не на сушу, а в реку Волга: только сброс "неприкосновенного запаса" весом в 30 килограммов помог Гагарину выйти на нужную траекторию.
Гагарин приземлился в районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час. По завершении полета первому побывавшему в космосе человеку было присвоено звание майора. В Москве героя ждала торжественная встреча, правда первоначально она не планировалась. Инициировал ее лично Никита Хрущев. Гагарину были присвоены звания «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР». После торжественной встречи, первый космонавт побывал на пресс-конференции с иностранными журналистами. Позднее Юрий Гагарин совершил сотни зарубежных поездок, рассказывая людям по всему миру о том, как это было – побывать первым в космосе!
Юрий Гагарин ушел из жизни в возрасте 34 лет. Последний полет Гагарина, совершенный вместе с Серегиным 27 марта 68-го года закончился трагически. Причиной гибели Гагарина и Серегина, по официальной версии, стал резкий маневр уклонения от шарзонда. Позднее в результате рассекречивания документов следственной комиссии выяснилось, что в зоне тренировочных полётов космонавтов несанкционированно оказался самолёт Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон. Пройдя в облаках на расстоянии 10—15 метров от самолёта Гагарина и Серёгина, истребитель, шедший на скорости сверхзвука, возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели.
В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства).