Недавно в Дворце культуры города Яхрома прошла презентация книги о Лидии Руслановой. Ее представлял автор – зять заслуженной артистки РСФСР Георгий Волочков. Личное знакомство зятя Руслановой и художественного руководителя яхромского ДК помогло состояться этому интереснейшему культурному событию
Есть артисты, не обласканные властью, не имеющие особых званий и привилегий, но являющиеся по-настоящему народными артистами, сумевшими выразить характер, мысли, мечты своего народа. Такие артисты умеют вдохновлять в трудные времена, утешать в периоды потерь, веселить в мирные, счастливые годы. Такой артисткой, безусловно, была и Лидия Русланова. Недавно в Доме культуры «Яхрома» прошла презентация книги о Лидии Руслановой. Ее представлял автор – зять заслуженной артистки РСФСР Георгий Волочков. Личное знакомство зятя Руслановой и художественного руководителя яхромского ДК помогло состояться этому интереснейшему культурному событию. Книгу «Лидия Русланова» Георгий Волочков собирал много лет, живя бок о бок со своей знаменитой тещей. И получилась не только написанная в свободном стиле биография народной певицы, но и своеобразная энциклопедия жизни той эпохи. В середине 30-ых Русланову пригласили выступить на правительственном приёме в Кремле. После выступления её позвали к столу, за которым сидела вся партийная и государственная верхушка, и предложили садиться. Русланова на это ответила: «Я-то сыта, вы вот родственников моих накормите в Саратове. Голодают». И якобы Сталин, услышав это, сказал: «Рэчистая». Больше Лидию Русланову не приглашали. "Награда" за острый язык не заставила себя ждать: вскоре в газете «Советское искусство» появилась статья с говорящим названием «Опошление народного искусства». Автор статьи писал, что время артисток, которые появляются на сцене в сарафанах и лаптях и исполняют частушки под саратовскую гармонь, безвозвратно уходит. Биография великой артистки полна драматичных событий, как полна драматизма и время, в которое ей выпало жить и творить. Сестра милосердия в Первую мировую, встреча с первым мужем – дворянином Виталием Степановым. Революция, Гражданская война – замужество с чекистом Наумом Науминым. Первые сольные гастроли перед бойцами Красной Армии. В эти годы Лидия Русланова занималась самообразованием, много читала, начала собирать свою библиотеку. Всю жизнь певица была очень любознательным и остроумным человеком. В Великую Отечественную Лидия Русланова выезжала на фронт в составе одной из лучших концертных бригад, стойки переносила тяжелые условия военно-полевой жизни. Чтобы поддержать дух, артисты придумали игру, названную «ночлежный дом». Каждому участнику концертной бригады назначалось прозвище, которое постоянно «обыгрывалось». Русланова откликалась на имя «Лидочка-Стрептоцид»: она принимала стрептоцид, чтобы не потерять голос от простуды. Первое выступление Лидии Руслановой в поверженном Берлине состоялось 2 мая 45-го года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!» Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. Несмотря на огромную популярность, звание народной артистки СССР Лидии Руслановой так и не было присвоено. Она так и осталась заслуженной артисткой РСФСР. Когда на Всесоюзное радио приходили письма от слушателей, на конвертах чаще писалось: «Народной артистке СССР Лидии Руслановой». Леонид Утёсов, с которым певица дружила, по этому поводу говорил: «Руслановой звание вовсе не обязательно: её имя стало почти нарицательным, ведь Русланова — это русская песня…"