15 июля исполнится 80 лет со Дня торжественного ввода в эксплуатацию канала имени Москвы, полностью снявшего проблемы водоснабжения столицы в связи с растущими потребностями. В преддверии этой датой мы предлагаем вам цикл сюжетов, рассказывающих об основных этапах этого грандиозного строительства
К началу 30-ых годов 20 века в Москве начала сказываться нехватка питьевой и технической воды. Рублёвский водопровод уже не мог обеспечить возросшие потребности столицы. Река Москва настолько обмелела, что её можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас стоит Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн вёдер воды. А население возросло до 3 млн человек, и продолжало расти! И в 31-ом году, на июньском пленуме ЦК ВКП(б), для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать волжские ресурсы. Большие стройки нуждаются в больших трудовых ресурсов. Так в СССР появился ГУЛАГ, одна из величайший в истории систем массовой эксплуатации труда заключенных. И на некоторое время одним из ключевых центров этой системы стал Дмитлаг. Немного предыстории строительства Канала. Еще Пётр I рассматривал вариант соединения Волги с Москвой. Царю были предложено 4 варианта прокладки канала от реки Сестры (притока Волги) до Москвы-реки. Протяжённость искусственного водного пути путь могла достичь 228 вёрст, а поддержание судоходного уровня воды на участках канала должны были обеспечивать до 128 шлюзов. Беда была в том, что необходимо было преодолеть достаточно высокую цепь ледниковых холмов, носящую название Клинско-Дмитровской гряды, а технологии тех времён позволяли делать шлюзы с перепадом уровня воды не более 2-х метров. К тому же грузоподъёмность судна ограничивалось 50-ю тоннами, чего было явно недостаточно. Проект умер вместе с Петром I. Интересно отметить, что один из вариантов, предложенных Петру I, в точности совпадал с трассой современного Канала на участке от Дмитрова до Москвы. К идее создания судоходного канала вернулся Александр I. Но воплотить проект не успел. Его брат, император Николай I, продолжил решение важной для всей страны задачи. В 1825 году строительство наконец началось! Трасса прошла по рекам Сестра, Дубна, Истра, Москва, было вырыто 89 км деривационных и соединительных каналов, построен 41 шлюз. Общая протяжённость искусственного пути составила 292 км. Строительство закончили через 19 лет, в 1844 году. Эксплуатировался канал меньше, чем его строили – всего 16 лет. В 1860 году по нему прошло последнее судно. Почему же перестали использовать такое важное сооружение? Великий проект соединения Волги с Москвой, который столетиями мечтали воплотить русские цари, осуществили в 20-ом веке, меньше, чем за пять лет, ценой огромного труда и беспрецедентных жертв. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-ом опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. Однако изначально рассматривалось несколько вариантов трассы канала Москва-Волга, а ГУЛАГ подключился к его сооружению не сразу, а лишь после того, как для руководства страны сделалась очевидной неспособность “гражданских” ведомств справиться со столь масштабной задачей. Обслуживавший строительство канала Дмитлаг формально имел статус одного из местных управлений ИТЛ ОГПУ. Но важность стройки и близость к Москве ставили Дмитлаг на особое положение! За работами по сооружению канала пристально следило как высшее чекистское начальство, так и лично Иосиф Сталин. Кремль включил строительство Канала Москва-Волга в число ключевых объектов вторйо "пятилетки". Но низкая производительность ручного труда измождённых зэков никак не могла обеспечить требуемых темпов строительства. Каналоармейцы смогли снять только 2-4 метра грунта над будущим руслом канала и переместить его в отвалы на край будущего берега. Грунт стал тяжелей, пути его вывоза дальше, люди измотаны. Сроки строительства стали срываться. А это грозило большими неприятностями для руководства строительства Канала! Пришлось переводить строительство со средневековых методов на современные. В конце лета 1933 года на стройке появились первые экскаваторы. Технику собирали по всей стране, разношёрстные зарубежные механизмы, некоторые из них имевших весьма преклонный возраст. Необходимо отметить, что к этому времени в СССР не выпускали экскаваторов, подходящих для подобных работ. Огромную роль, наряду с заключенными, выполнял гужевой транспорт… Строительство Канала стало поворотным не только в судьбе Николая Поливанова, но и в судьбах сотен тысяч людей. Управление Москваволгострой из столицы перебралось в Дмитров. Центром всесоюзной стройки становится провинциальный заштатный городок с единственным механическим заводиком и населением в шесть тысяч человек. Для Управления Москваволгострой и Дмитлага были выбраны здания старинного Борисоглебского мужского монастыря и прилегающего к нему бывшего духовного училища. Однако в монастыре располагался музей Дмитровского края, сотрудники которого, сейчас даже странно представить, отказались выполнить предписание ОГПУ и освободить помещения. Когда все аргументы затянувшейся тяжбы были исчерпаны, коллектив музея попросту арестовали и многих выслали, а богатейшие фонды выбросили к зданию райисполкома в назидание всем непокорным. Вскоре Дмитлаг стал самым грандиозным по масштабам исправительно-трудовым учреждением в системе ГУЛАГа. К 1933 году население Дмитлага настолько разрослось, что начальство потеряло контроль над его численностью. По данным исследователей истории строительства Канала, в связи с неконтролируемым количеством заключённых на стройке 1 января 1933 года была произведена всеобщая «перепись населения». Количество заключённых составило около 1 200 000 человек.