Каким-то чудом удалось сохранить до наших дней уникальный фарфоровый промысел, который скрыт от любопытствующих взглядов в густой зелени Вербилок. В этом затаенном уголке подмосковной земли работают люди, чьи руки поистине золотые. Эти руки сохранили традиции основателя фарфорового завода англичанина Франца Гарднера. В 1874 году в Вербилках на фарфоровом заводе числилось 777 мастеров. Это был момент наивысшего подъема в деятельности предприятия. После революции 1917 года предприятие было национализировано и стало называться Дмитровский государственный фарфоровый завод. Самый трудный для завода период наступил в 1993 году. Производство встало, многие рабочие уволились, закрылись фабричная столовая, санаторий, все незаконченное строительство было законсервировано. Но остановка предприятия в то же время помогла ему выжить. За время простоя была реализована продукция со склада, и завод не попал в кабалу долгов и кредитов. В 1995 году было основано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного гарднеровского фарфора. Сегодня на заводе трудятся около 300 сотрудников, из них 15 живописцев. Основной проблемой на производстве остаются высокие налоги и цены на энергоносители. Российский рынок буквально завален дешевым китайским и украинским фарфором. И, несмотря на эти препятствия, завод в Вербилках живет, ищет новые формы и стили. И находит. В советское время для подготовки рабочих кадров при заводе было создано профессиональное училище №79, которое готовило, в том числе и живописцев. Сюда, в Вербилки с удовольствием приезжали девчонки и мальчишки из других областей и союзных республик. Например, Наталья Катанина приехала из Свердловской области, да так и осталась на заводе. И нисколько об этом не жалеет. Кстати, 30 лет назад в живописном цехе работало больше мужчин, чем женщин. Сегодня – ни одного. Пугают низкие зарплаты, да еще и с задержками. Изменился подход к реализации продукции. Живописцам нужно быстро перестраиваться с одного рисунка на другой и выполнять заказы в короткие сроки. Руководство предприятия понимает, что без поддержки местных и областных властей у завода просто нет будущего. Например, старые печи приносят убытков на 3 млн. рублей в месяц. Поэтому было принято решение о покупке в кредит совместно с областным правительством новой португальской печи. Для выхода из кризиса принято решение о дальнейшей модернизации производства.
Каким-то чудом удалось сохранить до наших дней уникальный фарфоровый промысел, который скрыт от любопытствующих взглядов в густой зелени Вербилок. В этом затаенном уголке подмосковной земли работают люди, чьи руки поистине золотые. Эти руки сохранили традиции основателя фарфорового завода англичанина Франца Гарднера. В 1874 году в Вербилках на фарфоровом заводе числилось 777 мастеров. Это был момент наивысшего подъема в деятельности предприятия. После революции 1917 года предприятие было национализировано и стало называться Дмитровский государственный фарфоровый завод. Самый трудный для завода период наступил в 1993 году. Производство встало, многие рабочие уволились, закрылись фабричная столовая, санаторий, все незаконченное строительство было законсервировано. Но остановка предприятия в то же время помогла ему выжить. За время простоя была реализована продукция со склада, и завод не попал в кабалу долгов и кредитов. В 1995 году было основано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного гарднеровского фарфора. Сегодня на заводе трудятся около 300 сотрудников, из них 15 живописцев. Основной проблемой на производстве остаются высокие налоги и цены на энергоносители. Российский рынок буквально завален дешевым китайским и украинским фарфором. И, несмотря на эти препятствия, завод в Вербилках живет, ищет новые формы и стили. И находит. В советское время для подготовки рабочих кадров при заводе было создано профессиональное училище №79, которое готовило, в том числе и живописцев. Сюда, в Вербилки с удовольствием приезжали девчонки и мальчишки из других областей и союзных республик. Например, Наталья Катанина приехала из Свердловской области, да так и осталась на заводе. И нисколько об этом не жалеет. Кстати, 30 лет назад в живописном цехе работало больше мужчин, чем женщин. Сегодня – ни одного. Пугают низкие зарплаты, да еще и с задержками. Изменился подход к реализации продукции. Живописцам нужно быстро перестраиваться с одного рисунка на другой и выполнять заказы в короткие сроки. Руководство предприятия понимает, что без поддержки местных и областных властей у завода просто нет будущего. Например, старые печи приносят убытков на 3 млн. рублей в месяц. Поэтому было принято решение о покупке в кредит совместно с областным правительством новой португальской печи. Для выхода из кризиса принято решение о дальнейшей модернизации производства.