Прикоснуться к неизведанному, загадочному и прекрасному. И это не преувеличение. Яркой, богатой культурой Тибета сейчас интересуются многие. Популярность обусловлена прежде всего ее таинственностью и малодоступностью. Давний друг Дмитрова, коллекционер Анатолий Гречановский предоставил экспозицию, которая знакомит с бытом, религией и культурой Тибета. Как заметил атташе по культуре посольства Китая в России Цзян Пэй – это всего лишь мизерная часть того культурного наследия, который бережно хранится в этом древнем государстве.
На открытии выставки коллекционер Анатолий Кондратьев вкратце рассказал о Тибете, но сразу оговорился, что все это великолепие остается неизвестным практически для всех.
По приданию, тибетцы начали вести свою родословную еще до начала нашей эры. Формирование культуры также происходило на протяжении столетий. Сначала тибетцы были приверженцами индуизма. И тогда начался относительно цивилизованный период развития Тибетской культуры. В его основе было учение школы «Бон». А позже государственной религией Тибета стал буддизм. Позже Учения Будды получили широкое распространение среди населения Тибета и постепенно наполнили культуру страны. В Тибете поселились многие индийские ученые, открывалось огромное количество монастырей. Появлялось большое количество монашеских общин. К сожалению, сегодня многие тибетские школы утрачены. А в 60 годах 20 века на Тибет со стороны Китая были значительные гонения, вплоть до геноцида. Это теперь китайцы с гордостью говорят о своем родстве и гордятся, что Тибет и его культура является частью их государства.
Чтобы можно было представить, чем сегодня живет современный Тибет, в экспозицию были включены предметы бытового обихода, домашней утвари. Резная мебель, ковры и другая тканая продукция. Несколько национальных костюмов, которые местное население носит и сейчас. Особенный интерес вызывают элементы храмовой архитектуры. Как правило, храмы строились из красного кирпича отделанные синими поясами с белыми кругами. Зрителям представлен один из главных символов буддизма — восьмиградусный круг «хардэ» с медными фигурами газелей по сторонам.
Маски и другие элементы тибетского театра раскрывают неординарность искусства Тибета. Для него характерен так называемый «звериный стиль». Неприглядный вид некоторых масок или изображений Будд вовсе не означает устрашение, а наоборот олицетворяет силу, устраняющую препятствия на пути к просветлению. Ведь тибетская духовная культура и направлена на то, чтобы каждый, кто с ней соприкасается, стремился к этому самому просветлению.
Посмотреть, прикоснуться к великому могут все, но узнать тайну Тибета не возможно. Об этом говорят и те, кто путешествует по Тибету и сам и китайцы. Однако это не уменьшает интерес к этой древней и неоднозначной культуре.