В прославленную летопись Великой Отечественной войны золотыми буквами вписаны подвиги партизан-разведчиков.
Программой всеобщей мобилизации сил на разгром врага стала принятая 29 июня 1941 г. директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей». В директиве были четко определены цели войны. Документом определялись задачи превращения страны в единый боевой лагерь; перевода народного хозяйства на военные рельсы; организации всесторонней помощи действующей армии; развертывания партизанского движения на оккупированной врагом территории; перестройки всей идейно-воспитательной работы; объяснения народу причин и характера войны с обоснованием ее справедливости и освободительной миссии.
Конкретная программа развертывания партизанского движения была намечена и в постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск», в котором партия поставила задачи партийным и советским организациям по борьбе в тылу врага и потребовала от их руководителей на местах лично возглавить дело организации подпольного и партизанского движения.
Библиография партизанского движения в Московской области, о роли и участии чекистов Москвы и Подмосковья в Великой Отечественной войне включает более сотни наименований.
В году 80-летия начала войны и битвы под Москвой хочется рассказать о Специальной школе по подготовке диверсантов-разведчиков при УНКВД Московской области, так как эта часть работы московских чекистов пока освещена недостаточно.
Извлечения из приказа начальника УНКВД по г. Москве и Московской области М.И. Журавлева об организации специальной школы подрывников от 18 сентября 1941 г. были опубликованы в 2000 году [1]. Отдельные сведения о работе спецшколы за первый год своего существования напечатаны в книге «Чекисты на защите столицы» [2]. Эта справка о работе является сокращенным вариантом отчета, подписанным начальником и военкомом Спецшколы 14 сентября 1942 г., с предложением о поощрении лучших работников школы к первой годовщине её существования. Весьма информативны воспоминания начальника школы полковника Никулочкина Я.Н. [3].
По мере приближения фронта к границам Московской области встала задача подготовки диверсионно-партизанских кадров для борьбы в тылу врага в районах области на случай их оккупации. Начало подготовке этих кадров положил организованный в сентябре 1941 г. в школе инструкторов снайперской подготовки Осоавиахима в пос. Вешняки (ныне район в составе Восточного административного округа столицы) специальный сбор отобранных из истребительных батальонов 400 бойцов, где они и были обучены основам подрывного дела. Часть учебного времени на сборе была посвящена обучению курсантов военным дисциплинам. По окончании сбора все бойцы были откомандированы обратно в истребительные батальоны как резерв подрывников.
В целях плановой подготовки партизан-диверсантов приказом от 18.09.1941 года начальника УНКВД Московской области старшим майором госбезопасности Журавлёвым Михаилом Ивановичем (1911 — 1976) образована Специальная школа по подготовке диверсантов-разведчиков при Управлении НКВД Московской области (88-й истребительный батальон, войсковая часть № 88). Она подчинялась начальнику штаба истребительных батальонов УНКВД г. Москвы и Московской области (старший майор госбезопасности Леонтьев Александр Михайлович, 1902-1960), а с 8.7.1942 г. непосредственно начальнику 4-го отдела УНКВД г. Москвы и Московской области (майор госбезопасности Петров Александр Васильевич, 1905-1989).
Школа была организована на базе бывшего дома отдыха УНКВД по г. Москве и Московской области в с. Северском (в девяти километрах к северу от г. Коломна) с передачей ей всего имущества и подсобного хозяйства. Контингент слушателей спецшколы по подрывному делу переменного состава устанавливался в 200 человек при 100 часовой программе обучения.
Перед школой поставлена задача — готовить диверсантов и партизан, в совершенстве владеющих средствами подрывного искусства, холодным и автоматическим оружием, для разрушения всех видов транспорта, коммуникаций, средств связи, складов, баз, штабов и уничтожения живой силы противника. Наряду с этим на школу возлагалось оснащение подготовленных диверсантов-партизан средствами и материалами для производства диверсионных актов в тылу врага.
Организация спецшколы возлагалась на начальника школы майора госбезопасности Павла Никитича Зуева (1901 – 1980), его заместителя по политчасти – сержанта госбезопасности Василия Григорьевича Пушкина и начальника учебной части – капитана Федора Васильевича Ястребова.
Через 4-й отдел УНКВД руководством школы был произведен отбор кадров командно-преподавательского состава в основном из числа лучших бойцов истребительных батальонов и частично сотрудников НКВД. На командные должности подразделений школы подбирались строевые командиры, с известной военной подготовкой и командным опытом, такие как капитан Казначеев Сергей Иванович (1907-1950), капитан Карпенко Александр Васильевич (1905-?), батальонный комиссар Никулочкин Яков Николаевич (1913 — ?), младший лейтенант Нетесов Игнат Тимофеевич (1913-1945) и др.
|
|
Зуев Павел Никитич (1901-1980) | Никулочкин Яков Николаевич (1913 — ?) |
Для организации и проведения учебных и практических занятий были подобраны опытные и подготовленные преподаватели-специалисты знакомые с основами подрывного дела: воентехники 1 ранга Давидович Яков Ефимович (1911 — 1943) и Колесников Пантелей Тимофеевич (1898 — ?), военинженер 3 ранга Валуев Афанасий Сергеевич (1906 – 1971), воентехник 2 ранга Дубиллер Владимир Викторович (1907 — 1972), младший политрук Пономаренко Иван Кондратьевич (1911 — ?), воентехник 1 ранга Симонов Иван Дмитриевич и другие.
Так Я.Е. Давидович был научным сотрудником Московского геологоразведочного института, старшим инженером Комитета по делам геологии при СНК СССР, в июле 1941 г. добровольцем ушел в ряды истребительного батальона Красной Пресни. А.С. Валуев до вступления в Красногвардейский истребительный батальон был учёным секретарём кафедры фотогеодезии Московского института инженеров геодезии, а В.В. Дубиллер научным сотрудником Государственного литературного музея.
Часть преподавателей, Я.Е. Давидович, И.К. Пономаренко, И.И. Алексашин, И.Д. Симонов и Д.К. Рыбаков вместе с майором госбезопасности П.Н. Зуевым прошли шестидневные специальные инструктивные курсы в гор. Орле в Оперативно-учебном центре Западного фронта. Впоследствии они обучили и остальной преподавательский состав специальной дисциплины подрывному делу. Таким образом, к началу занятий с первым набором курсантов (1-е октября 1941 г.), кадры командно-преподавательского состава и хозяйственных подразделений были полностью укомплектованы.
Организационно построение спецшколы представляло структуру отдельной воинской части. Переменный состав сводился в 2 роты, с последовательным разделением на взводы и отделения, и по этим подразделениям шла организация учебного процесса.
Для обеспечения учебного процесса слушательского состава и вооружения диверсантов-партизан подрывным имуществом, при школе были созданы хозяйственно-технические подразделения (Отдел материально-технического обеспечения, спецмастерская и химлаборатория), которые составляли учебно-материальную базу школы.
К началу октября для преподавания спецдисциплины на основании личного опыта преподавателей и проработки специальной литературы по подрывному делу было составлено краткое руководство, а для практических занятий в районе дома отдыха в с. Северское было оборудовано специальное подрывное поле, склад взрывчатых веществ (ВВ) и стрельбище, приспособленное для занятий в зимних условиях. Спецмастерская и химлаборатория для учебных целей изготавливали мины, холостые патроны для тактических занятий. Первый набор слушателей группы диверсантов-подрывников для создания диверсионных групп, направляемых в тыл врага, успешно прошел подготовку и 14 октября закончил обучение. В этот же день в силу изменившейся обстановки на фронте школа передислоцирована на территорию Покровской женской подростковой трудовой воспитательной колонии НКВД в Орехово-Зуевском районе Московской области (ныне Петушинский район Владимирской области).
В течение октября-ноября 1941 года здесь были оборудованы подрывное поле, склад ВВ и стрельбище, которое в январе 1942 года было приспособлено и для ночных стрельб по затемненным мишеням. В ходе практических занятий по подрывному делу в первую военную зиму проводилась заготовка дров, корчеванием пней с помощью взрывчатки. Наглядные пособия для занятий по подрывному делу вначале были изготовлены преподавателями, с самого начала занятий в школе начали функционировать спецмастерская и химлаборатория. Следует отметить, что мастерская и лаборатория приступили к работе не имея ни материалов, ни элементарно-необходимого инструмента. Материально-техническая база мастерской и лаборатории создавалась на ходу, в процессе работы, и была создана в короткий срок благодаря исключительно энергичной работе руководства школы и сотрудников.
В соответствии с задачами подготовки диверсантов-подрывников была выработана учебная программа школы, рассчитанная на 8-10 дней, которая в основном предусматривала обучение курсантов подрывному делу и частично военным дисциплинам, необходимым для обеспечения боевых действии диверсионных групп (военная топография, разведка, огневая подготовка). 50 часов в этой программе отводилось подрывному делу. Программа по подрывному делу предусматривала ознакомление бойцов со свойствами ВВ, способами их хранения и приготовления некоторых из них; со способами производства взрывов и принадлежностями для взрыва. Бойцы практически знакомились с принятыми на вооружение минами, изготовлявшимися спецмастерской школы и минами, принятыми в РККА. Изучались и изготовлялись зажигательные смеси и снаряды, кроме того бойцы подробно знакомились со средствами разрушения всех видов транспорта противника, с приемами разрушения и повреждения всякого рода предприятий и сооружений и с расчетами подрыва различных объектов.
Обучение бойцов подрывному деду строилось на показе и основная часть времени уделялась практическим занятиям. Каждый боец готовил заряды, производя предварительный расчет величины заряда, в зависимости от подрываемого объекта. Взрывы производились огневым, электрическим, механическим и химическим способами. Установка мин в условиях отвечающих действительности, со всеми мерами разведки и охранения, производилась курсантами днем и ночью. Кроме того производилось гранатометание, причем курсанты сами изготовляли взрывчатую смесь и снаряжали ей гранаты.
Программа по топографии (22 часа) преследовала целью научить бойцов чтению топографической карты, ориентированию на местности, умению определять на карте место своего стояния, двигаться по азимуту, составлять карточку донесения и кроки маршрута. 8 часов было отведено для изучения материальной части оружия (автомат ППД, ручной пулемет «Маузер», винтовка «Маузер» и приемы стрельбы). 8 часов было отведено практике стрельбы из винтовки и ручного пулемета. 5 часов отводилось санитарной подготовке, 4 часа владению холодным оружием и 5 часов спецразведке (разведка в тылу и прифронтовой полосе и при совершении диверсионных актов).
Наряду с политзанятиями, которые проводились по специально разработанной тематике и политинформациями, особое внимание обращалось на всестороннее изучение каждого бойца в отдельности, путем индивидуальной беседы с каждым. Во время индивидуальной беседы с каждым бойцом выяснялся его характер, связь с родственниками и его морально-политическая устойчивость. Кроме того, во время беседы каждому воину разъяснялось значение школы, какие она ставит задачи, кого готовит и для какой цели и о том, что по окончании ее он должен действовать в тылу врага в большинстве случаев самостоятельно, на территории занятой противником. Одним из методов политического воспитания также являлись частные и групповые беседы, на которых больше всего затрагивались вопросы о развитии партизанского движения в тылу врага, совершение диверсий — как один из методов борьбы с врагом и оказание помощи Красной Армии.
К 25 января 1942 г. спецшколой произведено 6 наборов, в которых обучено 1020 человек, из этого числа: 410 человек включены в партизанско-диверсионные отряды, 386 — в диверсионные группы, 28 — обучены для Тульской и Ивановской областей, 99 — после учебы откомандированы к прежнему месту работы как резерв, 27 — зачислены в штат школы и 70 — после обучения по различным причинам при формировании отрядов и диверсионных групп отсеяны. Это результат напряженного труда командно-преподавательского состава школы.
В представлении к награждению в декабре 1941 года начальником Управления НКВД г. Москвы и Московской области старшим майором госбезопасности М.И. Журавлевым и согласованном с заместителем Наркома внутренних дел СССР комиссаром государственной безопасности 3 ранга И.А. Серовым отмечалось: «Будучи назначен начальником спецшколы при УНКВД МО по подготовке диверсионно-подрывных кадров для вербовки их в тыл противника с диверсионными целями т. ЗУЕВ за короткий период времени, начиная с 15/IХ с.г. обучил подрывному делу 76 групп с количеством 455 чел. Часть из этого состава обученных кадров была влита в партизанские отряды Московской области, а из большей части систематически создаются специальные партизанские отряды и забрасываются в тыл врага. За этот период времени ряд групп, обученных тов. ЗУЕВЫМ, показали хорошие боевые результаты по уничтожению живой силы противника, его техники и подрыву коммуникаций. За этот же период времени школой своими силами изготовлено 2.500 шт. мин. О силе и действии изготовляемых мин излагалось на страницах "Правды" за 15/Х-41г. Заслугой создания спецшколы УНКВД МО, ее работы и изготовления мин является т. ЗУЕВА, который, не считаясь со временем и силами, сам лично изыскивает новые методы борьбы с врагом путем усовершенствования подрывного дела». Руководством УНКВД он был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги», но по решению члена Военного совета фронта И.С. Хохлова приказом войскам Западного фронта №024 от 11 января 1942 года П.Н. Зуев награжден орденом Красная Звезда [4].
В феврале 1942 года П.Н. Зуев был назначен начальником 2-го отделения 4-го отдела УНКВД Москвы и Московской области, а начальником школы стал батальонный комиссар Никулочкин Яков Николаевич, пограничник, слушатель-заочник Военно-политической академии имени В.И. Ленина до этого служивший начальником штаба школы, который в ноябре 1942 г. Был переаттестован в майора.
Специальная мастерская (начальник мастерской Давыдов Валентин Сергеевич, 1922-1942; затем Пономаренко Иван Кондратьевич, 1911 — ?) начала свою деятельность с изготовления мин, в первую очередь для обеспечения учебного процесса. Изготовлялись электрические мины: нажимного типа ПМС (поездная мина), натяжного действия АС (автодорожная мина) и колесный замыкатель. Источником тока в этих минах являлась батарейка карманного фонаря. Громоздкие и неудобные в обращении, они требовали существенной реконструкции. Поэтому с самого же начала деятельности мастерской приводилась работа по усовершенствованию и конструированию новых мин. Так появились мины ПМ-1 и ПМ-2.
Эти мины с зарядом в 400 и 600 гр ВВ предназначались для разрушения железнодорожных путей. Им придана форма пенала, таким образом, чтобы мину можно было приложить к рельсу (вместо того чтобы закапывать под рельс как мину ПМС). Последнее обстоятельство имело существенное значение в зимних условиях, когда подкоп под рельс для установки мины является операцией трудной и длительной.
Учитывая, что противник нередко пропускал перед железнодорожным составом дрезину, с целью проверить не заминирован ли железнодорожный путь, была сконструирована мина ПМ-2, с храповым колесом, обеспечивающим действие замыкателя включения после определенного (заранее намеченного) количества нажимов колеса на его головку. Обе эти мины состояли на вооружении партизанских отрядов.
Одновременно с работой над поездными минами мастерская работала над минами автодорожными.
Так появилась мина УМЗ (Универсальная мина Зуева), предложенная майором госбезопасности П.Н. Зуевым. Эта мина нажимного действия (в отличии от натяжной АС), простой конструкции, с зарядом в 400-600 гр. ВВ. При дальнейшем конструировании эта, сравнительно громоздкая мина была упрощена и габариты ее уменьшены, при сохранении заряда в 400 гр тола. Мина получила название ПМ-З (Портативная мина Зуева).
Мастерская также работала над минами механического действия, наиболее простыми, безотказными и безопасными в обращении. В основу конструкции этих мин положен МУВ (модернизированный упрощенный взрыватель) со специальным капсюлем-детонатором. Сконструированная мастерской мина МСС (мина СЕМЕНОВА (Александр Ильич, 15.05.1916 — ?) и СМИРНОВА (Константин Иванович) являлась основной миной, принятой на вооружение партизанских отрядов. Заряд ее состоял из двух 200 граммовых и одной 100 граммовой шашек тола (всего 500 гр.) и мог быть усилен дополнительным зарядом, подкладываемым под ящик мины или сбоку.
Минами изготовляемыми мастерской, снабжались не только отряды, сформированные школой. Часть изготовленных мин направлялась по заявкам в Тульскую и Калининскую области.
При снаряжении партизанских отрядов, направляемых в тыл врага, школа встретилась с значительными затруднениями в части получения на вооружение отрядов автоматического оружия (ППД и ППШ).
18-го декабря 1941 г., по инициативе начальника школы П.Н. Зуева, коллектив оружейной мастерской (начальник — бывший заместитель начальника цеха Серпуховского напилочного завода, воентехник 2-го ранга Савельев Николай Васильевич, 1910 — ?) начал работать над изготовлением первого образца пистолета-пулемета, типа ППШ. Не имея почти никакого оборудования и инструмента — мастерская выпустила два экземпляра ППШ, внеся в последний некоторые конструктивные изменения и упрощения. Благодаря энергичным действиям руководства школы и ОМТО, мастерская получила минимально необходимое оборудование и в конце января 1942 г. начала выпуск пистолетов-пулеметов марки «ПДШ» («Партизанско-диверсионная школа»).
Разгром немцев под Москвой и освобождение от немецко-фашистских оккупантов Московской области, изменив оперативно-боевую обстановку изменили и направление работы школы. В связи с прекращением организации и вооружения групп и отрядов непосредственно в школе – миновала необходимость производства оружия в стенах школы. В конце февраля 1942 г. производство автоматического оружия в мастерской было прекращено и мастерская снова переключилась на конструирование и изготовление мин для обеспечения учебного процесса и вооружения партизанских отрядов. От производства электрических мин, как нерентабельных в зимних условиях и сложных в изготовлении и установке, отказались и перешли полностью на конструирование и изготовление мин механического действия, преимущественно автодорожных, так как в последних ощущалась наибольшая потребность. По инициативе начальника школы батальонного комиссара Я.Н. Никулочкина была сконструирована автодорожная мина МС-2 (мина Смирнова), действующая после определенного (заранее намеченного) количества нажимов на ее крышку. Конструкция мины позволяла устанавливать их на шоссейной дороге под транспортную или танковую колонну с расчетом одновременного взрыва в различных частях этой колонны.
В мае 1942 г. школа получила на вооружение капсюль-воспламенитель нажимного действия Т-1 (Тимирязевской академии), представляющий собой колпачок, одевающийся на капсюль-детонатор и под нажимом в 30-35 кг, воспламеняющийся и взрывающий капсюль детонатор. Исключительные достоинства этого капсюля-воспламенителя — его портативность, простота установки и действия и безопасность в обращении с ним — позволили сконструировать ряд новых мин механического действия. Простейшая мина этого типа, предложенная начальником школы батальонным комиссаром Я.Н. Никулочкиным МДШ-1 (мина диверсионной школы) представляла деревянный ящик, в который помещалась 400 гр. толовая шашка отверстием для капсюля-детонатора кверху. Ящик накрывался крышкой. На капсюль-детонатор надевался капсюль Т-1. Крышка давит на последний при нажиме ногой или колесом и взрывает его.
Никулочкиным были предложены еще две мины: ПМДШ и МДШ-2. Мина МДШ-2 являлась неизвлекаемой и представляла собой деревянный ящик, в который помещалось три 400 гр. шашки тола.
Для производства взрывов на железных дорогах сконструирована неизвлекаемая мина ПМДШ (поездная мина диверсионной школы), представляющая собой удлиненный деревянный ящик (пенал), соответствующий габаритам рельса, в который помещается две 400 гр. шашки тола.
Образцы мин МС-2 и ПМДШ были показаны т. Сталину. По его приказу была создана комиссия для ознакомления с минами спецшколы. Комиссией Наркомата Обороны ССОР мины МС-2 и ПМДШ в июне 1942 года приняты на вооружение РККА и пущены в серийное производство.
Всего за первый год существования шкоды мастерской изготовлено и выдано на вооружение диверсионных групп, партизанских отрядов и для обеспечения нужд фронта в пределах Московской к других областей 5396 мин. Из них ПМ-1 — 219 шт., ПМ-2 — 22 шт., УМЗ — 364 шт., ПМ-З — 1286 шт., колесных замыкателей — 240 шт., МСС — 2565 шт., МС-2 — 100 шт., МДШ-2 — 280 шт., ПМДШ — 320 шт.
Попутно с конструированием и изготовлением мин мастерская работала над ремонтом, отладкой и пристрелкой учебного и боевого оружия. В это же время мастерская работает также над конструированием и изготовлением "сюрпризов" механического и электрического действия в различного рода объектах и предметах домашнего обихода — с применением различного рода взрывателей.
Химическая лаборатория (начальник — бывший аспирант химико-технологического института им. Менделеева, с июля 1941 политрук роты истребительного батальона Советского района г. Москвы, инженер-капитан Гончаров Гарибальди Соломонович, 1908 – 1987) начала свою работу 26 сентября 1941 г. получив первое задание по обеспечению учебного процесса. Лаборатория изготовляла: смеси для начинки самодельных гранат типа Ф-1, зажигательных снарядов и «сюрпризов» (смеси бертолетовой соли с сахаром и селитры с сахаром, и охотничий порох), тлеющие спички, служащие запалами для самодельных гранат, зажигательные головки из спичечной массы для бикфордова шнура, пламенные спички для поджогов и запалы к противотанковым бутылкам. Отсутствие необходимого оборудования хотя и создавало некоторые трудности, но в тоже время вызывало необходимость широко развернуть инициативу и применять рационализаторские предложения, в частности лаборатория предложила заменить для зажигательных снарядов сахарную пудру крахмалом, мукой и другими органическими продуктами. После соответствующих испытаний это предложение было принято и внедрялось в последующей работе. Лабораторией разрабатывались различные конструкции мин с химическими запалами. Подобного рода несколько конструкций мин были испытаны и применялись для учебных целей.
Круг деятельности лаборатории постепенно расширялся. Лаборатория освоила: изготовление стапина, для замены бикфордового шнура и быстрой передачи пламени на расстоянии, нанесение светящегося состава на компас, которыми снабжались отряды после окончания школы. Лаборатория разработала также ударный состав для мгновенного воспламенения капсюлей-детонаторов и ружейных патронов.
На основе ударного состава были изготовлены и испытаны несколько конструкций мин, а также изготовлялись холостые патроны, применявшиеся на тактических занятиях.
Продукция, которую изготовляла лаборатория, использовалась как для учебных целей, так и для снабжения отрядов отправлявшихся в тыл врага. Каждый отряд получал определенное количество запалов к противотанковым бутылкам, зажигательных и тлеющих спичек, светящиеся компасы и т.д.
Командование и преподавательский состав учитывали особенности каждого набора слушателей и степень их подготовленности, поэтому для каждого набора составлялась своя учебная программа. Большую работу при этом проводил начальник штаба он же начальник учебной части. Эту должность последовательно занимали батальонный комиссар Никулочкин Яков Николаевич октябрь 1941 – январь 1942; капитан Ястребов Федор Васильевич январь — май 1942; старший лейтенант Лубенченко Дмитрий Фёдорович май – август 1942 и капитан Панов Иван Григорьевич с сентября 1942 года.
В связи с разгромом фашистско-немецких войск под Москвой и освобождением от оккупантов Московской области прекратились организация и вооружение групп и отрядов непосредственно в школе.
7-й набор (5-15 февраля 1942 г.) был укомплектован бойцами и командирами истребительного мотострелкового полка УНКВД МО (командир полка — полковник Махоньков Александр Яковлевич, 1901-1979; начальник штаба полка — капитан Казначеев Сергей Иванович, 1907-1950), прибывшими со своим оружием и боеприпасами, под командованием своих командиров и по окончании обучения в школе по 100-часовой программе убывшими в распоряжение полка.
Командный состав этого набора, так же как и последующих наборов из полка (9, 10 и 11-й наборы со 2 марта по 9 апреля 1942 г.), использовался на время обучения в школе в качестве командиров взводов и отделений.
С приближением весны перед советскими и партийными организациями Московской области со всей остротой встал вопрос о подготовке к посевной кампании и в связи с этим о разминировании полей, заминированных как немцами, так и Красной Армией, части которой в своем движении на запад не успевали их разминировать. Требовалось срочно подготовить кадры саперов-миноразградителей, способных в свою очередь обучить и организовать в своих районах команды разминировщиков из местного актива. Коллектив школы был нацелен на эту задачу и с успехом ее разрешил.
Преподавательский состав школы был ознакомлен командирами, прибывшими из Военно-инженерной академии (лейтенанты Подгаевский Георгий Иванович, Чурбаков Алексей Иванович, Вербицкий, Фёдор Николаевич, Ракузин Наум Савельевич), с материальной частью подрывного и минного вооружения немецкой армии и с приборами и техникой разминирования. При школе был создан методический кабинет по подрывному и минному делу, в котором представлены все наиболее распространенные взрыватели и мины: партизанские, Красной Армии и немецкие, а также приборы по разминированию. Кабинет снабжен также соответствующими плакатами и рисунками. Была составлена «Памятка сапера-миноразградителя Московской области», в которой разработана методика обезвреживания отечественных и неприятельских мин и разминирования всякого рода фугасов и «сюрпризов». Памятка иллюстрировалась соответствующими фотоснимками и таблицами.
Начиная с 8-го набора (6 — 25 февраля), во все последующие программы по подрывному делу введены ознакомление с подрывным и минным вооружением немецкой армии и практические работы по разминированию. С середины апреля по 14 мая 1942 г. производилось обучение партийного и советского актива Московской области, командированного по линии МК ВКП(б) (12-й и 13-й наборы). 14-й и 15-й наборы (в мае 1942 г.) состояли из сотрудников УНКВД г. Москвы и Московской области и проходили обучение по нормальной 10-дневной программе.
В июне 1942 г. производилось обучение 16-го набора по линии ЦК ВЛКСМ из контингента, командированного обкомами ВЛКСМ Ярославской, Куйбышевской, Горьковской, Саратовской и Свердловской областей. Школе пришлось радикально перестроить свою работу по вновь составленной 20-дневной программе обучения диверсантов-партизан. Расписание занятий строилось таким образом, чтобы основы всех дисциплин были всеми слушателями усвоены в первые 10 дней обучения. По прошествии первой декады контингент слушателей перегруппировывается по специальностям (подрывники, разведчики, автоматчики, стрелки, связники), и последующие занятия уже проводятся с группами специалистов, с учетом их потребностей. Большое внимание по ходу учебы, особенно во второй декаде, уделялось ночным занятиям по тактике и топографии и тренировке в переходах на 30-50 км. Учеба закончилась суточным двухсторонним тактическим учением.
17-й набор, проходивший обучение также по 20-дневной программе в течение июля 1942 г., состоял из контингента, командированного по линии Смоленского обкома ВКП(б) и командования Западным фронтом. Контингент 18-го набора состоял из молодежи, набранной отделом УНКВД в г. Москве. Этот молодой состав был обучен к 1-му сентября по 20-дневной программе, причем особое внимание при обучении было обращено на отработку тактических занятий и топографии в незнакомой местности и в ночных условиях.
В начале августа 1942 г., школа перешла из ведения штаба истребительных батальонов Московской области в ведение реорганизованного 4-го отдела УНКВД г. Москвы и МО, постоянный состав школы был введен в штат отдела, и перед школой были поставлены новые задачи: готовить не партизан, а диверсантов, которые должны действовать в составе небольших групп (5-10 человек) в тылу врага, имея задачи чисто диверсионного характера.
В октябре 1942 г. спецшкола передислоцирована из Покрова на ст. Быково Ленинской ж.д. (Раменский район Московской обл.) в бывший дворец Воронцова-Дашкова, где до августа располагался Эвакогоспиталь № 1851 [5].
Помимо подготовки кадров командно-преподавательский состав школы непосредственно направлялся в тыл противника в качестве командиров и комиссаров партизанских отрядов на выполнение