Пятая часть нашего путешествия по истории Дмитрова — эпоха Петра Великого.
При новой правящей династии Романовых Дмитров остаётся одним из важнейших городов вблизи Москвы, из крепости превратившись в крупный торговый город, до которого товары для столицы везлись водным путём (по речной системе Волга – Дубна – Сестра — Яхрома), а далее сухопутным трактом до Москвы. К концу XVII века река Яхрома в окрестностях Дмитрова обмелела, и крупные торговые суда доходили только до села Рогачёво, где товары для дальнейшей транспортировки перегружались на небольшие лодки.

В эпоху Петровских преобразований из Дмитрова по царскому указу для строительства Санкт-Петербурга привлекали наиболее искусных мастеров – каменщиков, а для озеленения улиц новой столицы вывезли более полусотни саженцев плодовых деревьев.

В 1722 году по заказу Петра I инженер Георг Вильгельм де Геннин создал проект восстановления Северного речного хода – по сути искусственного водного канала между Москва-рекой и Волгой, трасса которого должна была пройти через Дмитров. Но осуществить этот проект Пётр не успел, хотя на Дмитровскую пристань были доставлены якоря, обнаруженные уже в 20 веке при строительстве Универмага на Советской площади (теперь ТД «Дмитров»)