- Случай с родственником.
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции, который сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно последнему, то сейчас деньги необходимо привести в определенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на счет (абонентский номер телефона).
- Звонок от оператора связи.
На телефон потерпевшего поступает звонок от оператора сотовой связи с предложение продлить договор обслуживания. Далее приходит код-подтверждения с портала «Гос.услуги». Назвав данный код, злоумышленник получает доступ к сервису «Гос.услуги» потерпевшего и используя информацию оттуда подает заявки на кредиты. Далее поступает звонок от мошенника от имени «Росфинмониторинга», «ФСБ» или «МВД» с информацией о несанкционированном переводе денежных средств потерпевшего. После чего потерпевшего просят снять личные денежные средства, оформить кредит для закрытия кредитного потенциала или могут попросить продать имущество под предлогом декларирования, а денежные средства зачислить на страховой счет через приложение «Мирпэй» или передать курьеру.
ЗАПОМНИТЕ: договор обслуживания с оператором связи – бессрочный и не требует продления.
- Звонок от «Мосэнерго» или медицинской службы.
На телефон потерпевшего поступает звонок от «Мосэнерго» (предлог: плановая замена счетчиков) или медицинской службы (предлог: плановая диспансеризация). Далее просят установить приложение (схожее с ЕМИАС, Мосэнерго, Электрик и т.д.), которое пересылают в мессенджере «Whats app» или «Телеграмм». При запуске данного приложения срабатывает специальный скрип, который считывает информацию с банковских приложений и в дальнейшем денежные средства похищаются.
ЗАПОМНИТЕ: не устанавливайте стороннее приложения на свои мобильные устройства.
- Звонок от руководителя.
На телефон потерпевшего в мессенджере «Телеграмм» или «Whats app» поступает звонок или сообщение от бывшего или нынешнего руководителя. В тексте злоумышленник говорит о том, что в отношении сотрудников фирмы (или организации) проводится проверка ФСБ и в скором времени с потерпевшим свяжется сотрудник правоохранительных органов. Далее поступает звонок от сотрудника правоохранительных органов (в том числе возможен видео звонок с использованием ИИ), которые сообщает о необходимости финансировании ВСУ со стороны потерпевшего и необходимости сотрудничать с правоохранительными органами. После чего потерпевшего просят снять личные денежные средства, оформить кредит для закрытия кредитного потенциала или могут попросить продать имущество под предлогом декларирования, а денежные средства зачислить на страховой счет через приложение «Мирпэй» или передать курьеру.
ЗАПОМНИТЕ: в мессенджере «Телеграмм» и «Whats app» есть функция скрытия абонентского номера, злоумышленники создают аккаунт с именем пользователя, где указывают актуальный абонентский номер правоохранительных органов, при этом сам абонентский номер скрыт и является виртуальным. При создании аккаунта от имени руководителя, информация о человеке берётся из открытых источников или через слитые базы данных.
- Взлом аĸĸаунта друга.
Люди могут не подозревать, что им пишет посторонний человек под
видом родственника, друга, с просьбой перевода денег в связи с произошедшим горем. Таким образом, войдя в доверие, мошенники пытаются украсть деньги. Доступ к аккаунту знакомого получается при помощи «фишинга». В сети «Интернет» человек заходит на приметную страницу где необходимо проголосовать за кого-либо или поставить оценку и т.д., при этом для осуществления действия необходимо указать свой абонентский номер и в дальнейшем ввести код-подтверждения. Данный позволят злоумышленнику войти в аккаунт мессенджера «Whats app», «Telegram» или «ВК».
- Покупка товаров на интернет-сайтах объявлений с использование «фишинга».
На торговой площадке потерпевший покупает или продаёт товар. Далее покупатель или продавец предлагает перейти в мессенджер «Whats app» или «Телеграмм» для более удобного общения. После чего потерпевшему приходит «фишинговая» ссылка схожа с данным сайтом. Перейдя по ссылке, потерпевший вводит реквизиты своей банковской карты для покупки товара или якобы для зачисления денежных средств. После чего вводит код-подтверждения и у него происходит списание денежных средств.
ЗАПОМНИТЕ: Все операции на торговых площадках осуществляются внутри торговых площадках, так в таком случае сервис гарантирует вам безопасность и замораживает денежные средства до завершения сделки.
- Покупка товара на интернет-сайтах объявлений с использованием третьего лица.
На торговой площадке потерпевший покупает строительные материалы, автомобиль или другой товар требующий предварительного осмотра. В ходе поиска товара потерпевший находит товар по низкой стоимости после чего пишет продавцу (который является мошенником). В ходе общения, мошенник параллельно ищет идентичный товар и договаривается с продавцом о его доставке (При этом продавцу он представляется как родственник или друг потерпевшего). Далее мошенник одновременно ведет общение с потерпевшим и лицом, у которого действительно находится товар. При их встрече мошенник просит потерпевшего (лицо, которое приобретает товар) перевести денежные средства мошеннику.
- Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.)
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи тот выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определённый сайт и ознакомится с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр, и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
- SMS-просьба
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счет и перезванивает, телефон по-прежнему недоступен, а денег вернуть уже невозможно.
- Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти.
На телефон абонента поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов и просит пополнить счет телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.
- Платный код.
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержи оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
- Штрафные санкции оператора.
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержи оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, тому необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
- Ошибочный перевод средств.
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
- Предложение получить доступ ĸ СМС — переписке и звонкам абонента.
Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленниками используется следующая схема мошенничества в сети Интернет: пользователю предлагается изучить содержание смс-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет смс, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает.
- Продажа имущества на интернет-сайтах.
При звонке на телефон, размещенный на интернет-сайтах объявлений правонарушитель просит пополнить счет его телефона, либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
- Новая схема телефонного мошенничества «Вишинг».
Одной из распространенных схем ĸиберпреступниĸов в последние годы стал «Вишинг» – это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают предоставлять ĸонфиденциальные данные в «наших собственных интересах», то есть искусственно создается ситуация, требующая помощи от специалиста. Цель мошенников под любым предлогом извлечь секретную личную информацию о кредитке. Для получения доступа ĸ конфиденциальным данным владельца мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора.
- Хищения с карт, подключённых ĸ опции бесконтактных платежей.
Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить её ĸ терминалу. Ввод ПИН-ĸода не требуется если сумма не превышает 1 000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено. Чтобы получить деньги, мошеннику не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство ĸ сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам. Также в текущем году злоумышленники продолжают активно использовать фишинг в социальных сетях и онлайн-мессенджерах. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через интернет-сайты объявлений, с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк.
