Репортаж Игоря Нечаева из Куликовской средней школы, где уже несколько лет успешно работает музей краеведения
В рамках учебной программы в Куликовской средней школе регулярно проходят уроки краеведения. Благо для этого есть прекрасная база – музей краеведения. Его руководитель, учитель истории Елена Постнова вместе с учащимися и их родителями по крупицам создавала этот музей, наполняла его уникальными экспонатами и артефактами. Очередной урок краеведения Елена Постнова и ее соавторы восьмиклассница Анастасия Шумилова и десятиклассник Александр Колупаев решили посвятить с древним славянским промыслом – вышивкой. Этот вид народного декоративно-прикладного искусства имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. На урок были приглашены учащиеся 5а класса. Традиционным хлебом-солью встретила их ведущая, хозяйка музея Настя Шумилова. Вместе с Александром Колупаевым она рассказала об истории возникновения вышивки на Руси. Ребята с любопытством разглядывали вышитые полотенца, которые на Руси называли по-разному: ручник, утирник, полка, ширинка. Особенно заинтересовала древняя вышивка девчонок, ведь на Руси, готовясь выйти замуж, каждая девушка должна была подготовить много разных вышивок. Яркими узорами мастерицы украшали скатерти, рубахи, головные уборы, полотенца. Сегодня, к большому сожалению, этот промысел утрачен, редко в какой семье остались от бабушек вышивки. Правда, некоторые традиции все же сохранились. Например, стать молодоженам на рушник во время свадьбы. Или подать молодым хлеб-соль на подносе, устланном вышитым полотенцем. На уроке ребята ответили на вопросы викторины, сами попробовали вышить узоры крестиком и заглянули в сундук хозяйки музея. Руководитель школьного музея Елена Постнова считает, что такие уроки делают детей добрее, учат их любить свою Малую Родину, мотивируют изучать историю родного края. Возможно, спустя годы кто-нибудь из них вспомнит этот урок и напишет книгу о старинном промысле древней куликовской земли.