А теперь вместе с нашей съемочной группой отправляемся в историко-литературный музей города Талдома, разместившийся в бывшем особняке местного купца Дмитрия Волкова
С 17-го века в Талдоме и окрестностях был развит обувной промысел; изготовление обуви являлось в 18-19 веках одним из главных занятий жителей Талдома. В начале 20 века талдомскими кустарями изготавливалось до 10 миллионов пар обуви в год. В Талдоме проводились обувные ярмарки, привлекавшие многочисленных скупщиков обуви. Рядом с торговыми рядами дома красивые кирпичные дома возвели местные купцы: Машатины, Смирновы, Харитоновы, Киселевы. Но самый красивый дом построил купец Дмитрий Иванович Волков в 1907 — 1908 годах. Их кирпича красного, самого лучшего, в два этажа да с двумя ажурными балконами!. А рядом ему под стать кашинские мастера возвели магазин по торговле кожами, да склады с конюшней в том же стиле. Сегодня в прекрасном особняке Волковых в центре Талдома располагается местный историко-литературный музей. И здесь трепетно хранят историю этой купеческой семьи, семьи настоящих русских интеллигентов. На этой фотографии Волковы совершенно безмятежны и еще совсем не знают о крутых поворотах, уготованных им судьбой. Достигнув 18-летнего возраста, на Святках 1881 года, Дмитрий поехал в деревню Стариково и посватался к девице Марии Шлихуновой. Через несколько дней в талдомской церкви состоялось венчание. Несмотря на столь короткий срок их знакомства, Мария Игнатьевна стала для супруга настоящим другом и духовно близким человеком, с которым он всегда делил свои радость и горе. Благодаря личным трудам и трудам своей жены, Волков основал собственное дело по торговле обувью и кожевенными изделиями. На средства от реализации товара, был построен прекрасный дом в модном тогда стиле ар-нуво с балконами и потолками конструкции Монье. Торговое дело было лишь средством обеспечить свою семью, сам же Дмитрий Иванович был целиком погружен в вопросы религии, философии, политики и искусства. Он – страстный любитель литературы – когда прочитал поэзию Омара Хайяма, начал изучать персидский язык, чтобы читать «Рубайят» в оригинале. А, между прочим, это было уже на седьмом десятке лет. Дмитрий Волков был крупным земским деятелем, защищавшим интересы крестьян. Он принимал деятельное участие в благоустройстве родного города: выделял средства на строительство и содержание школы, больницы, торговых рядов и пожарной каланчи. Кроме того, из семейных средств Дмитрий Иванович жертвовал крупные суммы на храм Архангела Михаила в Талдоме, за что неоднократно в благословение от Святейшего Синода получал грамоты, был награжден золотой медалью и иконой Всемилостивого Спаса. А когда началась Первая мировая война, Волков отдал под лазарет новый дом, который он строил для своих детей. И на свои средства еще купил медицинское оборудование. Многие кустари-башмачники, зная щедрость купца, приходили к нему просить отсрочки долга: «Дмитрий Иванович, ты уж подожди с долгом. Жена вот-вот родит, ребятишки…» А Дмитрий Иванович не ждал, он просто вычеркивал долг из книжки, да еще и денег на роды давал. А вот Мария Игнатьевна была человеком совсем другого склада: она была сдержанна и недоверчива. Но, как и ее супруг, она тоже помогала многим людям. Долг она хотя и не простит, но денег даст, а вдобавок – приданое для новорожденного! И потом все время следила – как живет семья, и время от времени помогала ей. В няни, в горничных брала девушек из бедных семей, которым старалась дать хоть небольшое образование, подыскивала для них женихов и обеспечивала приданым. «И это было для нее как бы само собой разумеющимся…» – говорила ее дочь Мария. Разумеющимися для этой семьи были и благотворительные елки, которые они проводили в своем доме. Из леса приносили огромную пушистую елку и устанавливали в музыкальной гостиной. В комнате стоял рояль, а дочь хозяина всегда играла на таких праздниках для детей из малоимущих семей. Дети никогда не уходили от Волковых без подарков: для мальчиков это были деревянные лошадки, а для девочек – небольшие фарфоровые куклы. Осенью 1918 года Дмитрий Волков покинул Талдом. Во время НЭПа у него опять была своя торговля. А после того, как НЭП был упразднен, опять начались мытарства: лишение прав, ссылка в Калинин, возвращение в Москву и работа до последних дней в артели «Красный обувщик». Семья Волковых была вынуждена покинуть родной Талдом и скитаться по московским коммуналкам. Мария Игнатьевна, потеряв дом, в строительство которого было вложено столько ее сил, потеряв дело, которому она отдала значительную часть своей жизни, просто не выдержала и умерла от кровоизлияния в мозг в январе 1920 года. Над гробом матери стояли двое сыновей-подростков, но один за другим они умерли в голодные 20-е годы… А Дмитрий Иванович, как истинный христианин, говорил: «Что Бог дал, то Бог и взял». И, несмотря на то, что все жили в страхе ожидания расправы, он не терял интереса к жизни и считал ее стоящей штукой, говорил, что от судьбы все равно не уйдешь. Когда началась война, то 80-летний старик участвовал в обороне столицы – копал рвы вокруг города. Он умер в декабре 1941 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве в одной могиле со своей супругой