На днях наш корреспондент Евгений Рой побывал в гостях у художников Рашида и Инессы Азбухановых, работы которых не раз выставлялись в самых престижных выставочных залах
В нашем городе уже много лет живут и созидают известные не только на всю Россию художники, супруги и соратники, Инесса и Рашид Азбухановы. Они работают в древнем жанре резной иконы: современность и старина, Восток и Запад гармонично соединились в творчестве наших знаменитых земляков. Опираясь на опыт древних мастеров, Азбухановы отнюдь не копируют первоисточники, а создают «свой мир», вольно себя чувствующий в необъятном пространстве христианского культурного мира. У Инессы все начиналось с художественной школы. Родилась она в Белоруссии, в красивом и большом городе Могилев, но художественного училища там не было, поэтому после окончания школы Инесса приехала в Подмосковье — и закончила Абрамцевское художественно-промышленное училище, скульптурное отделение. Сама наследственность располагала к такому выбору образования: мама — из Польши, и в роду было много художников, которые работали в костелах, создавали там интерьеры. А бабушка по линии отца была схимонахиней, православным человеком. И хотя мама была — врач, а отец — летчик, но у Инессы с детства была тяга к искусству, поэтому семья решила, что ей надо получить соответствующее профессиональное образование. А там уже как сложится… Сложилось все достаточно удачно! Инессу и Рашида часто спрашивают: как вы работаете вместе? И художники каждый раз терпеливо отвечают: "работаем мы вместе очень жестко, но в то же время — весело! И все конфликты, которые у нас бывают в семье — это производственная тема, на почве творчества!" И это, как не странно, делает тандем дмитровских художников еще крепче… Они очень жестко критикуют друг друга, и Рашид говорит, что Инесса в итоге всегда оказывается права. Но в итоге Рашид все равно делает по-своему! Однажды супруги Азбухановы спросили у японцев, что вы видите в наших работах, и они сказали: мы видим произведения искусства, а каждый уже решает сам — молиться ему на эту икону или любоваться ею. И для художников изначально стоит задача сделать не икону, а произведение искусства. Иконой произведение уже становится как бы само: ты должен приложить много усилий, пытаясь передать образ, много ищешь и готовишься, прежде чем приступить к самой работе. Мастер начинает делать, и начинает разговаривать со своим произведением, отдает ему постепенно частичку себя. И потом это выходит, становится видимо другим. Азбухановы говорят: очень интересно посмотреть на собственные работы, сделанные много лет назад. Уже не помнишь того состояния, и смотришь на работу — удивляешься, неужели это мы сделали! Она уже живет своей жизнью, то, что в нее вложили авторы, живет уже своей жизнью… Подробный рассказ о необычной семье дмитровских художников Азбухановых смотрите в ближайший четверг – в программе «Интервью на фоне портрета»…