Ленинградско-Новгородскую наступательную операцию Красная Армия начала силами войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия, с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области. К концу января 44-го года совместными усилиями войска Ленинградского и Волховского фронтов отбросили противника от города на 70-100 километров и освободили основные коммуникации города со страной. Эти успехи позволили 27 января объявить на весь мир, что Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады. Хотя операция развивалась не столь стремительно, как планировалось, войска двух фронтов создали предпосылки для дальнейшего успешного наступления. Михаил Никишин служил лётчик 68-го района авиационного базирования, затем — лётчиком-инструктором 16-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка на Волховском фронте. Совершил 214-ть вылетов на самолётах по специальным заданиям. С марта 43-го по май 45-го — заместитель командира и командир авиаэскадрильи 448-го штурмового авиационного полка. Совершил более 87-ми боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника. Активно участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда. За мужество и героизм, проявленные в боях, 23-го февраля 45-го года капитану Никишину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Никишин Михаил Дмитриевич родился в 1907 году в деревне Воропино Рязанской губернии. В 24-ом году приехал в Москву. Работал плотником на стройках, затем — на заводе, учился в строительном техникуме. В 33-ем поступил в военную авиационную школу, после окончания которой работал лётчиком-инструктором Дмитровского аэроклуба. Член КПСС с 1938 года. В сентябре 41-го Михаил Никишин добровольцем ушел на фронт. Был заместителем командира, затем командиром эскадрильи штурмовиков. Вместе с тем, 18-я и 16-я немецкие армии, несмотря на тяжелое поражение и большие потери, не были разгромлены. Немецкие войска сумели избежать окружения и организованно отступили на заранее подготовленные позиции, сохранив значительную часть своего боевого потенциала. Это позволило остановить советское наступление на линии «Пантера». Попытки, предпринятые советскими войсками в марте-апреле, прорвать сильно укрепленную оборону противника закончились практически безрезультатно. Однако, несмотря на то, что завершающий этап наступления не принес желаемого результата, победа советских войск во всей Ленинградско-Новгородской операции была безусловной и имела огромное значение. После войны Михаил Никишин продолжал командовать авиаэскадрильей в Ленинградском военном округе. С апреля 46-го года капитан Никишин — в запасе. Окончил Школу высшей лётной подготовки, до 53-го года работал пилотом и лётчиком-инспектором по технике пилотирования в авиации Дальлага, затем — экспедитором и инженером по транспорту в Московской конторе Норильского комбината. Умер 29 декабря 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Ленинградско-Новгородскую наступательную операцию Красная Армия начала силами войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия, с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области. К концу января 44-го года совместными усилиями войска Ленинградского и Волховского фронтов отбросили противника от города на 70-100 километров и освободили основные коммуникации города со страной. Эти успехи позволили 27 января объявить на весь мир, что Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады. Хотя операция развивалась не столь стремительно, как планировалось, войска двух фронтов создали предпосылки для дальнейшего успешного наступления. Михаил Никишин служил лётчик 68-го района авиационного базирования, затем — лётчиком-инструктором 16-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка на Волховском фронте. Совершил 214-ть вылетов на самолётах по специальным заданиям. С марта 43-го по май 45-го — заместитель командира и командир авиаэскадрильи 448-го штурмового авиационного полка. Совершил более 87-ми боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника. Активно участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда. За мужество и героизм, проявленные в боях, 23-го февраля 45-го года капитану Никишину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Никишин Михаил Дмитриевич родился в 1907 году в деревне Воропино Рязанской губернии. В 24-ом году приехал в Москву. Работал плотником на стройках, затем — на заводе, учился в строительном техникуме. В 33-ем поступил в военную авиационную школу, после окончания которой работал лётчиком-инструктором Дмитровского аэроклуба. Член КПСС с 1938 года. В сентябре 41-го Михаил Никишин добровольцем ушел на фронт. Был заместителем командира, затем командиром эскадрильи штурмовиков. Вместе с тем, 18-я и 16-я немецкие армии, несмотря на тяжелое поражение и большие потери, не были разгромлены. Немецкие войска сумели избежать окружения и организованно отступили на заранее подготовленные позиции, сохранив значительную часть своего боевого потенциала. Это позволило остановить советское наступление на линии «Пантера». Попытки, предпринятые советскими войсками в марте-апреле, прорвать сильно укрепленную оборону противника закончились практически безрезультатно. Однако, несмотря на то, что завершающий этап наступления не принес желаемого результата, победа советских войск во всей Ленинградско-Новгородской операции была безусловной и имела огромное значение. После войны Михаил Никишин продолжал командовать авиаэскадрильей в Ленинградском военном округе. С апреля 46-го года капитан Никишин — в запасе. Окончил Школу высшей лётной подготовки, до 53-го года работал пилотом и лётчиком-инспектором по технике пилотирования в авиации Дальлага, затем — экспедитором и инженером по транспорту в Московской конторе Норильского комбината. Умер 29 декабря 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.