Битва за Ленинград была самой длительной в истории Великой Отечественной войны. Она длилась с 10 июля 41-го года по 9 августа 44-го. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море. Поэтому для руководства Германии захват Ленинграда имел важнейшее военно-политическое значение.
Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, немецко-фашистские войска в июле 41-го развернули наступление на юго-западных подступах к Ленинграду с рубежа реки Великая. С севера в наступление перешли финляндские войска. Уже в августе начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник прорвался на левом фланге Лужской линии обороны и занял Новгород, перерезал шоссе Москва — Ленинград и железные дороги, связывающие Ленинград со страной.
Одновременно противник начал варварские артобстрелы Ленинграда и систематические налёты авиации. Овладев 8 сентября Шлиссельбургом, немецкие войска отрезали Ленинград с суши. Положение города было чрезвычайно тяжелым. Если на севере фронт в отдельных местах проходил в 45-50 км от города, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты.
Федор Лебедев, командир звена истребительного авиационного полка, защищал небо Ленинграда с сентября 41-го года. Неоднократно летал на Ладогу, прикрывал с воздуха «Дорогу жизни», по которой везли хлеб в блокадный город на Неве. Вместе с другими советскими войсками его полк предпринимал многочисленные попытки снять блокаду Ленинграда. Эти активные действия Красной Армии сорвали готовившийся новый штурм города. С моря Ленинград прикрывал Балтийский флот.
Лебедев Федор Михайлович. Родился 26 января 1923-го года в деревне Бородино Дмитровского уезда. В 38-ом году окончил семь классов Рогачевской средней школы. Свой путь в авиацию начал 15-летнем юношей в Мытищенском аэроклубе «Осавиахима», в котором он занимался без отрыва от учебы в местном техникуме. После успешного окончания курса обучения в Мытищенском аэроклубе 16-летний Федор Лебедев был направлен в Качинскую военную авиационную школу. Участник Великой отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945-го. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» майор Фёдор Лебедев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Немецкие войска, осадившие город, подвергали его регулярным бомбардировкам и обстрелам из осадных орудий большой мощности. Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Активную борьбу вели партизаны, отвлекая значительные силы врага с фронта.
В январе 1943 г. под Ленинградом была проведена стратегическая наступательная операция "Искра". соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2 й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта при поддержке 13-й и 14-й воздушных армий, авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота нанесли встречные удары на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином. Войска фронтов соединились, был освобожден Шлиссельбург. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной в 8-11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 км. По ней пошли поезда в Ленинград. Однако полностью связь города со страной не была восстановлена. Все основные железные дороги, идущие в Ленинград, были перерезаны противником. Попытки расширить сухопутные коммуникации не достигли цели.
Федор Лебедев участвовал в боях в составе 283-го истребительного авиационного полка на Ленинградском, Волоховском, Калининском, 1-ом Украинском, 1-ом Прибалтийском, 3-ем Белорусском фронтах. Летал на самолетах И-16, ЛАГГ-3, ЛА-5, ЛА-7, совершил 382 боевых вылета, сбил 19 вражеских самолетов. В результате его штурмовых действий уничтожено: автомашин – 104, бронемашин – 1, тягачей – 1, повозок с военном грузом – 26, складов ГСМ – 4, ангаров – 2, подавлены 2 зенитных батарей. Награжден боевыми правительственными наградами – 8 орденами и 15 медалями. Был командиром звена, командиром эскадрильи, дважды тяжело ранен.
После войны, в 1953 г . окончил командный факультет Военной Академии имени Фрунзе. Последняя должность – начальник штаба истребительной авиационной дивизии. Умер в 1991 году. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.