Наша телекомпания начинает цикл передач, посвященных юбилею дмитровского Успенского собора. В рамках программы «Свеча негасимая» выйдут три выпуска, посвященных 500-летней истории главного храма Дмитровского района.
Сегодня историками доказано, что временем рождения Успенского собора надо считать начало 16го века. Тогда удельным князем дмитровским стал сын великого князя всея Руси Ивана Третьего – Юрий Иванович. Приняв удел, новый князь решается на грандиозное строительство – возведение каменного собора. Вокруг сына великого князя сформировалась группа влиятельных московских бояр, и чтобы подтвердить особый статус своего города и двора, князю Юрию требовалось знаковое достижение.
В постройке Успенского собора принял участие знаменитый ростовский зодчий Георгий Борисов, ученик итальянского мастера Алавиза Фрязина. Как раз накануне строительства в Москве был закончен Архангельский собор, и перед архитекторами, взявшимися за заказ удельного дмитровского князя, стояла задача сделать собор не хуже, чем в первопрестольной.
Когда умер брат Юрия Ивановича великий князь Василий Третий, правительница Московской Руси Елена Глинская велела заключить дмитровского князя в темницу, обвинив его в заговоре против великокняжеской семьи. Через три года основатель Успенского собора умер в заточении от голода, а Дмитров перешел во владения Елены Глинской и ее сына Иоанна, будущего царя Ивана Грозного.
В дмитровской центральной библиотеке есть немало ценных свидетельств об истории нашего города и Успенского собора. Накануне юбилея храма сотрудники Центра краеведения выпустили брошюру, где подробно описали все источники, посвященные собору или затрагивающие те или иные аспекты его истории.
В дореволюционном сборнике «Историко-статистическое и археологическое описание Дмитрова» есть глава, посвященная Успенскому собору. Сегодня это – старейший источник, имеющийся в распоряжении дмитровской центральной библиотеки и рассказывающий о переплетении судеб Дмитрова, его главного храма и непростой судьбы всей страны.
Драматичная страница в жизни Успенского собора связана с Бунташным 17ым веком. Лжедмитрий Второй привел в Дмитров польские войска во главе с паном Сапегой, и те пожгли город огнем, резали женщин и детей, осквернили и ограбили храмы, сожгли большинство церковных книг. После изгнания поляков и окончания Великой Смуты, возделывалось лишь пять процентов обрабатываемых ранее земель: некому было пахать и сеять, — несколько десятилетий дмитровский люд отходил от трагедии начала 17го века. А в середине того же века в Дмитров пришла моровая язва.
По последствиям та эпидемия стала страшнее даже польской интервенции. В опустевшем городе никем не охраняемый Успенский собор вновь подвергся разграблению, теперь уже со стороны соотечественников. Когда эпидемия ушла из Дмитрова, указом царя Алексея Михайловича Тишайшего собор был отремонтирован на средства кремлевской казны.
В следующем, 18ом веке Дмитров переживает свой расцвет. Город становится центром уезда, в территорию которого, кроме прочего, вошел и Сергиев Посад. Бурно растет население Дмитрова. Местный воевода составляет описание ветхостей Успенского собора, храм серьезно реконструируют. Рядом с собором позднее строят колокольню, на пожертвования горожан для нее отливают новые колокола.
В 20ом веке история Успенского собора тесно переплелась с перипетиями судьбы дмитровского краеведческого музея. Сегодня сотрудники музея готовят большую выставку, посвященную собору, и один из разделов экспозиции рассказывает о непростом советском периоде в жизни православного храма. Также один из выпусков программы «Свеча негасимая» будет посвящен событиям 20 века, отразившимся на истории Успенского собора.