История

Ноя 2, 2012
95 лет назад в Дмитров на поезде прибыл большой отряд красноармейцев. Вместе с рабочими Икши и Яхромской фабрики они захватили вокзал, почту, здание казначейства. Так в далеком 1917 году Великая октябрьская революция пришла в Дмитровский уезд
До Дмитрова власть Советов докатилась на десятый день после штурма Зимнего дворца. Десять дней, которые потрясли мир, спустили курок чудовищной Гражданской войны, которая сопровождалась не только кровопролитными сражениями между красной и белой российскими армиями, но жесточайшим террором в отношении мирного населения. За пять лет братоубийственной войны наша страна потеряла 10,5 млн человек, еще 2 млн эмигрировали в эти годы заграницу.
Удивительно, но такое важнейшее историческое событие, как Октябрьская революция, в контексте Дмитровского уезда представлено в основном лишь воспоминаниями очевидцев. Односторонние советские монографии о той эпохе сегодня потеряли актуальность, а новых, современных нам научных работ о приходе советской власти в Дмитровский уезд очень мало.
Но все исследователи сходятся в одном: Революционный Октябрь в Дмитров пришел в начале ноября 17го года в самом вегетарианском виде.

Брошюра большевика Василия Минина, активного участника революционного движения, небольшая работа члена комиссии по партийной работе Ивана Цейтлина и воспоминания земской учительницы Александры Елизаровой, — эти источники говорят о размеренной, спокойной жизни Дмитрова, которая была неожиданно нарушена вооруженными гостями из бурлящей революционной Москвы.
Уездному комиссару Алексею Байдину, выбранному еще при Временном правительстве, большевики предложили немедленно сдать власть, но он вступил с победителями в политические дебаты, которые продолжались несколько дней. Но в итоге мирно сложил с себя полномочия со словами «История нас рассудит!» Алексея Байдина арестовали и отправили в Москву.

Краевед Наталья Табунова любит посмотреть на большие исторические явления глазами обычных людей, — ремесленников, учителей, купцов средней руки, которые воспринимали любое масштабное общественное событие незамутненным политикой сознанием, через призму своих интересов, свой частной жизни.

Дмитровский краевед восстановила хронологию событий 1917 года. 12го ноября прошли выборы в Учредительное собрание, на которых большевики получили 55% голосов. Новая власть обрела легитимность! Коммунисты вели активную агитацию, и крестьянско-мещанское население уезда, видя, что сила на стороне партии Ленина, постепенно склонялось в сторону Советов.

События начала ноября 1917 года стали точкой отсчета масштабной ломки всего уклада дмитровской уездной жизни, формировавшегося столетиями. Старший научный сотрудник музея «Дмитровский кремль» Вячеслав Кашко рассказал, как проходила национализация промышленных предприятий в уезде, как экспроприировали жилые дома у зажиточных горожан, как легко и зло разрушали духовные святыни нашей земли. Достаточно сказать, что из 70ти церквей Дмитровского уезда большевики и воинствующая беднота не надругались только над шестью храмами.
Но были и некоторые положительные вещи, сделанные новой властью в первые месяцы своего правления.

Земскую управу ликвидировал уездный Съезд Советов в январе следующего, 18го года. Впереди был голод, с котором пыталась бороться срочно созданная Продовольственная комиссия. Впереди был мятеж в селе Рогачево, самом зажиточном в Дмитровском уезде. Начиналась кровавая война за удержание власти, когда рушилось производство, чахло сельское хозяйство. Зато множились всевозможные комитеты и комиссии, в которые входили людей, не имевшие ни малейшего понятия, как управлять уездом, как накормить людей, как строить новую жизнь.

Наше поколение живет на излете очередной русской революции, конца 20го века. На наших глазах совсем недавно происходили события, близкие тем, что сотрясали страну 9ть десятилетий назад. В 17ом большевики брали штурмом Кремль, в 90ые демократы обстреливали здание российского парламента. Глядя назад, на весь 20ый век, можно сказать, что история, даже ближайшая, нас ничему не учит. Мы также наивно и самоотверженно идем за теми, кто слеп и сам не знает дороги.
Но не знать своего прошлого нельзя. Может быть, когда-нибудь мы научимся делать выводы из своих ошибок и ошибок наших предшественников. Без этой веры наш опыт будет совершенно бесполезен!