Два года в Дмитровском районе успешно развивается проект Министерства образования Московской области, разработанный в рамках федеральной программы «наша новая школа» по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями.
Этот проект позволил реально раздвинуть рамки мира, в котором живут дети – инвалиды. Ведь даже дойти до школы для такого ребёнка подчас сродни подвигу. А ту – весь мир у тебя рядом с тобой, и ты можешь и увиться, и общаться с друзьями, не выходя из дома!
Базовой площадкой для реализации проекта стала Дмитровская средняя школа № 4. Было закуплено оборудование, проведены резервные линии интернета, учителя прошли необходимую подготовку, и… Уроки по интернету начались!
Сегодня на дистанционном обучении находятся десять учеников. Они живут не только в Дмитрове, но и Жуковке, Подосинках, Яхроме… Чтобы стать участником проекта, родителям надо было всего лишь обратиться с заявлением в управление образования, и получить бесплатно оборудование для учёбы ребёнка дома. Это ноутбук, видеокамера, сканер, микроскоп, принтер и другие аппараты.
Главное в проекте – обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями и социализация таких детей. Но вместе с тем эти ученики школы № 4 не выключены из процесса учёбы и воспитания. К ним и на дом приходят учителя, так что уроки бывают у них не только виртуальные, и сами ребята по мере возможности приходят на уроки в школу. Ну, и, конечно же, на всевозможные внеклассные мероприятия.
Уроки по интернету — а их продолжительность, как и положено, 45 минут — ведутся по всем предметам учебного плана. Причём ребята активно осваивают компьютерные технологии, и даже стали участвовать в проектной деятельности школы, чего не могли бы сделать без дистанционного обучения.
Для дистанционного обучения в школе создано и всё необходимое техническое и психологическое сопровождение процесса.
В день наших съёмок учитель биологии Изольда Алексеевна Петрова проводила урок с ученицей 6 класса Ирой Бобковой. В принципе, обычный урок, только вот между учителем и его учеником – несколько километров, которое стёрло интернет-пространство. Видеосвязь, звук позволяют проводить дистанционные уроки, максимально применяя в образовательном процессе индивидуальный поход к ученику. Ну, и использовать инновационные технологии, например, для изучения пестиков, тычинок, пыльцы, как на уроке у Иры.
Потом был ещё урок литературы, истории… Ирина учится с удовольствием, и получает только положительные оценки, Впрочем, как и другие девять учеников Дмитровской школы № 4, находящиеся на дистанционном обучении.
Ира очень старается в учёбе. Теперь, благодаря компьютеру и проекту дистанционного обучения, ей не надо каждый день ходить в школу, что для её состояния здоровья подчас было достаточно затруднительно. Она сама готовит презентации, разыскивает интересную информацию по пройденному материалу в интернете, который раздвинул перед ней границы мира до практически бесконечности.
Проект работает в Дмитровском районе только два года. И в нём пока участвуют только десять детей с ограниченными возможностями. Кто-то скажет, что это и мало, да и не нужно. Нет, нужно. Для того, чтобы каждый ребёнок независимо от его физических возможностей, мог быть активным участником учебного процесса, и чтобы мир для таких детей не ограничился бы стенами квартиры, где он живёт, а чтобы перед ним был весь этот мир, такой разный, красивый и принадлежащий всем.