Работая под девизом не нами заведено не на нас и закончится современные мастерицы студии традиционного костюма «Русские начала» творят живую историю народной моды. Для многих традиционное искусство наших предков – это что-то далекое и частично неизведанное, для них источник вдохновения, «глубокий и нешумный праздник живой красоты».
Многие годы преподаватели и мастера коллектива по крупицам собирают информацию о русской традиции. Общаются с музейными сотрудниками, но все же главным источником ценной для них информации являются старожилы сел, в сундуках которых чудом сохраняются уникальные вещи.
Коллекция «Ильин день» это обилие красного цвета и невероятной красоты вышивки. Мастерицы студии «Русские начала» посвятили ее одному из древних обрядов, связанных с земледелием. В такой праздничной одежде женщины русского севера собирались на покос. На поле ходили как на праздник. Специально к этому дню яркий кумачовый сарафан расшивали тамбуром – специальной иглой с крючком. За мелкие стежки технику тамбуром прозвали мышиной тропкой. Надо сказать, что данный вид вышки долгий и кропотливый. На изготовление одного такого сарафана в среднем затрачивается от 3-х до 7-ми месяцев.
Кроме этой красной линии на выставке представлены праздничные мужские рубахи, полотенца, куклы и украшения, самыми заметными из которых пожалуй являются пояса. Вообще традиционный русский костюм одежда многослойная и просторна. Долгое время русские женщины явно свою талию хоть и не подчеркивали, но сарафан пояском все же подвязывали.
Согласно древним обычаям такими рукотворными поясами подвязывали новорожденных мальчиков. Пояс должен был находится на уровне пуповины. Символическое значение такого обряда заключалось в соединение тела с внешним миром, а так же служило оберегом.
Фоном, говорящим с костюмами в унисон являются работы фотохудожника Аллы Соловской. Эти «остановленные мгновения» словно иллюстрируют то время, когда женщины облачались в национальные одежды, и помогают зрителю ощутить полноту русской души.